Присоединиться

У Вас нет прав для создания постов в данной группе. Убедитесь, что вы вошли в аккаунт, подписаны на группу и администратор разрешил создавать в ней посты.

ИГРОМАНИЯ или почему неожиданные награды нас радуют больше, чем предсказуемые

Почему избыток дофамина в нескольких нейронах делает азартные игры такими привлекательными? Ответ на этот вопрос показывает серьезный дефект нашего мозга, который умело эксплуатируется владельцами казино. Игровые автоматы запрограммированы таким образом, чтобы на длительных промежутках времени возвращать лишь около 90% поставленных денег.

Теперь подумаем об игровом автомате с позиции наших дофаминовых нейронов. Задача этих клеток — предсказывать события в будущем. Они всегда хотят знать, что именно предшествуют выигрышу. Когда мы играем на автомате, наши нейроны пытаются расшифровать заложенные в него шаблоны. Они хотят понять игру, раскодировать логику удачи, найти обстоятельства, предсказывающие большой выигрыш.

Но в том-то и загвоздка: дофаминовые нейроны радуются предсказанным наградам, но еще больше они радуются наградам неожиданным. Радость от этих незапланированных призов обычно в три-четыре раза сильнее, чем от наград, появление которых можно спрогнозировать. Цель всплеска дофамина — заставить мозг обратить внимание на новые и, возможно, важные стимулы.

В большинстве случаев мозг в конце концов начинает понимать, какие именно события предсказали награду, и дофаминовые нейроны перестают высвобождать такое количество нейротрансмиттера. Однако опасность игровых автоматов состоит в том, что они непредсказуемы. Так как они используют генераторы случайных чисел, в них нельзя обнаружить ни шаблонов, ни алгоритмов. Поэтому дофаминовые нейроны продолжают удивляться наградам. В результате мы приклеены к игровому автомату, скованы непостоянством его системы выигрышей.

Джона Лерер, из книги «Как мы принимаем решения»

fdf6ad39c3fb1642e5a4cdef9f574537_l1HpsYnj9o0.jpg

ПОЧЕМУ СЛОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СЛАДКОГО

В витрине кондитерской сидит самое расчудесное клубничное пирожное, которое мы когда-либо видели. Прежде чем удается сказать: «Стоп, я ведь худею», наша нога делает шаг к двери, рука дергает ручку и со звоном колокольчика наш рот наполняется слюной.

Что происходит с мозгом и телом? Нашим мозгом на время завладело обещание награды. При виде клубничного пирожного в срединных структурах выделяется нейромедиатор дофамин. Он поступает в области, которые управляют нашим вниманием и целенаправленными действиями. Дофамин говорит мозгу: «Добудь пирожное немедленно, или тебя ждет участь хуже смерти».

В это время сахар в крови падает. Мозг ожидает, что мы положим в рот лакомый кусочек, и выделяет вещество, которое приказывает телу вывести из кровотока всю циркулирующую энергию. Его логика проста: жирное и сладкое пирожное резко поднимет сахар в крови. Дабы предотвратить сахарную кому, сахар в крови нужно понизить. Но от падения сахара в крови мы слегка дрожим, нас пошатывает, и мы хотим пирожного еще больше.

Келли Макгонигал, из книги «Сила воли. Как развить и укрепить»

fdf6ad39c3fb1642e5a4cdef9f574537_iZDktMlmRjU.jpg

ИЛЛЮЗИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ или почему важно вспоминать, а не перечитывать

Попытки вспомнить материал, который мы изучаем, — т.е. извлекать данные из памяти, — гораздо эффективнее простого перечитывания. Психолог Джеффри Карпик и продемонстрировал, что многие студенты при обучении испытывают иллюзию компетентности.

Большинство студентов постоянно перечитывают конспекты или учебники [несмотря на малую пользу такого занятия], но относительно немногие пытаются проверить себя или воспроизвести в уме изученный материал. Когда у вас под рукой учебник [или Google!] — откройте его: вы увидите, что он дает иллюзию, будто материал присутствует и в вашем сознании тоже. Однако это не так. Взглянуть в книгу гораздо легче, чем вспомнить самому, поэтому студенты упорствуют в своей иллюзии и изучают материал менее результативным способом.

Барбара Оакли, из книги «Думай, как математик»

2b90d5c380b8fcfad54dc80a6c817590_6IwEeUSLwa8.jpg

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Мы начинаем год с большими целями, но к концу января обычно уже понимаем, что отстаем от графика. Нам это не очень нравится, но это нас не слишком беспокоит, впереди еще 11 месяцев. В конце марта мы тоже отстаем, но опять не слишком беспокоимся. Мы снова думаем, что времени еще достаточно. Привыкая к этому, с такими мыслями живем весь год. Мы тешим себя мыслью, что чуть позже резко улучшим результаты. Например, в конце сентября или в октябре произойдет чудо.

Правда в том, что важна каждая неделя, каждый день, каждая минута! Важно сознать, что мы работаем каждый день и каждую неделю, а не раз в месяц или квартал. Годовое мышление мешает эффективной работе. Чтобы повысить производительность, нужно перестать планировать на год вперед. Не мыслите в годовом масштабе, сосредоточьтесь на меньших отрезках времени.

Годовой цикл ослепляет нас и не дает понять одной простой вещи: реальность — то, что происходит в данный момент. Мы живем и достигаем успеха именно здесь и сейчас! А годовое мышление приводит к вере в то, что можно безболезненно отложить важные дела «на потом».

Брайан Моран, из книги «12 недель в году»

2b90d5c380b8fcfad54dc80a6c817590_PU6LwiBWNEY.jpg

ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ

Родителям, желающим мудро руководить своими детьми, важно понимать, что подростки, которые хотят ощущать себя молодыми взрослыми, будут негативно реагировать на любые попытки контроля, которые являются типичными для отношений родителей с детьми. Более эффективными, чем традиционные формы родительского контроля [запреты и наказания], будут взрослые инструменты влияния [предпочтение и убеждение].

Роберта Чалдини, из книги «Психология влияния»

2b90d5c380b8fcfad54dc80a6c817590_6PhBGDswitM.jpg

ВЕРНОСТЬ И СПОРТ

Командные виды спорта пробуждают у болельщиков чувство верности, являющееся одной из основ психологии морали. Болельщики в глубине души ассоциируют себя со своей командой и испытывают большую радость, когда их команда побеждает, и расстраиваются, когда команда проигрывает.

Верность в равной степени важна для мужчин и для женщин, но мужчины большее значение придают верности своей группе, тогда как женщины — верности в отношениях между двумя людьми. Поэтому мужчины отдают предпочтение командным видам спорта чаще, чем женщины.

Джим Дэвис, из книги «Теория притягательности»

a893a85420d741def0a082ced914b773_SCw0bYxdN7A.jpg

КАК РАБОТАЕТ ЭМПАТИЯ

Мы запрограммированы общаться друг с другом, и наш мозг хитро к этому приспособился. Задача наших зеркальных нейронов — отслеживать, что думают, чувствуют и делают другие люди. Эти зеркальные нейроны рассеяны по всему мозгу, чтобы мы как можно лучше понимали переживания окружающих.

Пример: вообразите, что мы сидим на кухне, и вдруг вы видите, как я правой рукой тянусь за ножом. Ваш мозг автоматически начнет распознавать этот жест. Это позволяет угадать, для чего мне нужен нож и что будет дальше. Я собираюсь напасть на вас? Или моя предполагаемая жертва — морковный пирог?

Когда мы видим боль других [от пореза ножом], откликаются зеркальные нейроны в болевых центрах нашего мозга. Этот инстинкт сопереживания помогает мгновенно нам понимать чувства других людей и отвечать на них.

Келли Макгонигал, из книги «Сила воли. Как развить и укрепить»

a893a85420d741def0a082ced914b773_5zOKsCs_z3g.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ "НАВЯЗЧИВЫЕ СОМНЕНИЯ"

Клиентка запуталась в своих сомнениях, в следствие чего ни на что не решалась, так как боялась ошибиться.

  • Последнее время у меня сильно болит голова. Мне хочется не ошибиться в своих поступках. Я сомневаюсь делать что-либо или нет. Больше всего меня беспокоит вопрос материнства, так как мне уже 33 и пора рожать. Также я не знаю, что делать со своим профессиональным будущим.
  • Расскажите подробнее.
  • Я и готова стать матерью, но не уверена. Вдруг мы с мужем разойдемся? Или вдруг ребенок будет болеть и рано умрет. Что тогда? Так и с работой. Мне предложили престижную должность, но я не уверена, что это будет та работа, на которой бы хотелось долго работать. Если через два месяца пойму, что это не мое? Я потеряю время. А время терять не хочу, поэтому продумываю разные варианты исхода событий.
  • Вы хотите не ошибиться в выборе?
  • Да, точно.
  • Скажите, вы обладаете экстрасенсорными способностями?
  • В смысле?
  • Ну, есть ли у вас такие способности, благодаря которым можно увидеть будущее?
  • Нет, конечно))
  • А хочется, чтобы были?
  • Получается так)
  • Как думаете, это возможно?
  • Может и возможно, но точно не в моем случае.
  • Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, у вас есть сын. Он приходит к вам и говорит: «Мама, я лучше не пойду в школу, так как не уверен, буду ли учиться на пятерки. Наверное, учиться вообще не стоит». Что ответите сыну?
  • Нууу. Как это «не пойду в школу»?
  • Это мысленный эксперимент. Ответьте на вопрос.
  • Нужно пробовать учиться, смотреть, что получается, а что нет.
  • А если он в 14 лет скажет: «Мама, я влюбился в одноклассницу, но не уверен, что мы поженимся и умрем в один день. Поэтому решил не начинать с ней отношения»
  • Это звучит абсурдно))
  • Так что ответите?
  • Что нужно попробовать.
  • Для чего ему пробовать?
  • Ну, это тот опыт, которому сразу научиться нельзя. Все постепенно. Также, новые отношения — это всегда интересно.
  • Вспомните, как начинались ваши первые отношения? Тогда хотелось знать, что будет дальше?
  • Нет, сам процесс приносил удовольствие. Неизвестность придавала жизни краски.
  • Вам помогает интуиция в ситуациях «здесь и сейчас» понять, куда следует двигаться, а куда нет?
  • Да, меня интуиция редко подводит.
  • Если прислушаться к чувствам, сможете понять, когда будет желание оставить эту работу и уйти на другую. Или осознать готовность к созданию семьи и зачатию ребенка?
  • Думаю да. Я устроюсь на работу. Если буду понимать, что это не мое - уволюсь. Главное, в процессе буду осваивать важный для себя опыт.
  • Давайте представим, что у вас есть навык знать абсолютно все, вплоть до того, что будете есть на ужин через три года во вторник. Как такой мир, интересен?
  • Это ужасно)))

Базовое заблуждение клиентки было в желании знать то, что знать невозможно. С помощью техники децентрации, противоположного взгляда на проблему, клиентка начала понимать парадоксальность данного способа мышления и своих желаний. Чтобы у клиентки не было ощущения потери времени, о котором она говорила в начале консультации, мы усилили состояние «здесь и сейчас», в котором можно испытывать много удовольствия. Также нашли инструмент, помогающий в таких ситуациях — интуицию.

В среднем консультация занимает от часа до двух и проходит при личной встрече или общением по Skype. Выше представлено краткое ее содержание для понимания механизмов работы психотерапевта и поиска решений проблемы. Записаться на консультацию: t.me/vbobo, oleksii.karachynskyi@gmail.com

af102a6a39c3bbed98951223200317af_MGBH7L0ATGA.jpg

КЛАССИФИКЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Чтобы уменьшить нагрузку на память, мы классифицируем информацию. Мы запоминаем, что нужно купить что-то для собаки (мясные консервы, печенье, сухой корм) и что-то детям на завтрак (сандвичи, яблоки, пирожки). Тем самым сокращается количество предметов, которые нужно вспоминать, и уменьшается вероятность того, что какой-то из них будет забыт.

Дайана Халперн, из книги "Психология критического мышления"

af102a6a39c3bbed98951223200317af__sP2TC2CU_4.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ "СТРАХ НОВОЙ ПРОФЕССИИ"

Парень, 29 лет, решил освоить новую профессию программиста, но столкнулся с трудностями.

  • Моя специальность – продажи, начала надоедать, и я решил ее сменить. Друзья посоветовали профессиональную литературу. Читаю, пытаюсь начать обучаться. Но, как только сажусь за практическую работу и понимаю, что дальше задание решить не могу – начинаю беситься. Появляется психологический ступор и я бросаю это задание. Хочу найти какой-то алгоритм, чтобы начать нормально обучаться новой специальности. Имею в виду – делать первые шаги.
  • Расскажите как происходит процесс.
  • Делаю задание и понимаю, что не знаю, как решать дальше. Начинаю сильно раздражаться и не могу нормально дальше заниматься.
  • Смотрите, есть эмоциональный и рациональный интеллект.
  • Да...
  • Возьмем, как аналогию, решения задач в математике. Если она подойдет, будем пользоваться ею, а если нет – возьмем другую.
  • Аналогия математики к программированию подходит.
  • Есть рациональная проблема, например, уравнение. Мы решаем это уравнение, но потом упираемся в сложность. И для решения уравнения пользуемся не рациональным интеллектом, а эмоциональным. То есть, эмоциями пытаемся решить данную рациональную задачу.
  • Я могу решить как-то по-своему, но не знаю будет ли это правильно. Не хочу обучаться решать задания неправильно. Ищу ответы в интернете, в книгах, трачу много времени на поиски и не нахожу. В своей прошлой специальности я умею многое. А в этой нужна другая система мышления, которой я не обучен, и, чтобы решать новые задачи, нужно научиться мыслить по-другому.
  • Можно ли по-другому научиться решать математические уравнения, не в процессе решения математических уравнений? То есть можно ли другим путем научиться алгоритмическому мышлению, не будучи погруженным в задачи которые так заставляют мыслить?
  • Не совсем понимаю вопрос.
  • Чтобы мыслить, как футболист, что нужно делать?
  • Начинать играть. Я кажется понял. Мне нужно начинать делать так, как умею. Таким образом я буду учиться другому мышлению, которое нужно в будущей специальности.
  • Давайте проведем мысленный эксперимент. Вы сделали задание так, как умеете. Потом попросили проверить специалиста и он вам объяснил ошибки. В следующий раз вам будет так же сложно сделать это задание?
  • Нет, потому что я буду уже лучше разбираться в логике этого задания.

В процессе консультирования мы нашли два заблуждения, которые мешают освоить новую профессию:

  1. Для решения рациональных заданий нужно пользоваться рациональным интеллектом, а не эмоциональным.

  2. Самообман свойственный многим из нас – достичь высот, не прикладывая усилий. У клиента было желание: научиться, не прикладывая усилий, новому профессиональному мышлению, что является невозможным без конкретного действия. В конце консультации мы разработали четкий план действий для освоения новой специальности.

af102a6a39c3bbed98951223200317af_XDQHhb5-Nwg.jpg

ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ

Верить сонникам крайне неразумно. Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации.

Карл Юнг, из книги "Человек и его символы"

f07cae0cd9dd58f2e2b82be956e99395_0qMdDqNGhKc.jpg

КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ

Чтобы справиться со стрессовым состоянием, исключите все отвлекающие факторы и сосредоточьте мысли только на глубоком вдохе и выдохе. Если отвлекаетесь на другие мысли, верните своё внимание к началу. Дышите таким образом 3-5 минут.

Целью этого дыхательного упражнения является переключение внимания на спокойное состояние и предотвращение блуждания ума.

Алексей Карачинский

f07cae0cd9dd58f2e2b82be956e99395_fXiodXECD78.jpg

АДРЕНАЛИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

После адреналина и кортизола третьим по важности компонентом гормонального стрессорного ответа являются эндорфины. Эти молекулы вырабатываются в ожидании возможной травмы, потому что обладают сильным обезболивающим действием и позволят не умереть от болевого шока. Но если стресс не сопровождался травмой, то все эти эндорфины будут израсходованы на повышение настроения – это как маленькая и безопасная доза героина, синтезированного прямо внутри черепа.

Именно на это ощущение счастья и подсаживаются фанаты экстремального спорта. Они ошибочно называют это адреналиновой зависимостью, но от адреналина никакого удовольствия не бывает, от него только сердце бьется как сумасшедшее и аппетит пропадает. А причина кайфа – это эндорфины.

Когда человек делает что-то опасное, его мозг решает, что хозяину угрожает опасность. В надежде выжить мозг заранее выбрасывает много эндорфинов, которые и расходуются на удовольствие.

Ася Казанцева, из книги "Кто бы мог подумать!.."

519a01cbfd3898d6e8bf2ce46121fcca_Nts-7eSIGws.jpg

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Эксперимент № 1: За столом сидит около десяти детей. Несколько детей имеют установку на то, что и как говорить. На столе стоят две пирамиды – одна белая, другая черная. Ведущая начинает спрашивать детей: – Машенька, какого цвета пирамидки? – Обе белые. – Коля, какого цвета пирамидки? – Обе белые. Так до тех пор, пока не подходит очередь «не подставного ребенка». После небольшого раздумывания он тоже говорит: «обе белые». Потом ведущая просит ребенка подвинуть к себе черную пирамидку. И ребенок пододвигает. И потом не может ответить на вопрос, почему он до этого сказал: «обе белые».

Эксперимент № 2: В лифт заходит несколько человек, из которых один – подопытный, остальные – знают условия эксперимента. В один момент времени все мужчины снимают шляпы, подопытный после секундного замешательства тоже снимает. Затем участники эксперимента поворачиваются синхронно налево – испытуемый после паузы тоже. И так продолжается несколько раз.

Эксперимент № 3: Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой. Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия с вашей стороны. Отключите воду. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа. А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся. Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом). И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему? Потому, что здесь так заведено.

Общество умеет транслировать написанные кем-то и когда-то социальные законы, зачастую просто не понимая их смысла. Слабые духом, а их значительно больше девяносто пяти процентов населения, просто принимают правила игры – даже не понимая, зачем и для чего они это делают. Здесь так заведено, и точка. Так правильно. Делай, что говорят взрослые (делай, что говорят большинство).

64ddeb670f5d125be6f47b8fc707c88b_2RIMijJpkZQ.jpg

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФАСТФУД

Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему помогают «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный вал маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов. У человека нет времени обработать этот информационный пакет, «встроить» его в свою систему мировосприятия. Он просто «проглатывает» его, этот информационный фаст-фуд, не очень понимая, зачем вообще этот пакет ему нужен.

Таким образом, сознание забивается всяким мусором, привлекательно выглядящим, но не имеющим никакой практической ценности.

Между этими фрагментарными информационными пакетами нет никакой взаимосвязи. Они совершенно разобщены и зачастую не представляют никакой самостоятельно ценности. Но человек продолжает накапливать эту информацию, в надежде, что так он станет умнее и будет лучше разбираться в том, что происходит.

Обман заключается в том, что главную ценность представляют не сами информационные пакеты, а связи между ними. А этих связей обывателю как раз никто и не дает, и давать не собирается. Ведь именно связи между информационными пакетами могут дать хоть сколько-нибудь новую и ценную информацию о мироустройстве. Сделать какие-то существенные выводы, принять какие-то самостоятельные решения.

В комплекте с готовыми информационными пакетами в сознание обывателя закладываются и готовые решения, которые он может принять, опираясь на этот информационный пакет. Естественно, обыватель не может принять никаких самостоятельных решений – ведь у него не достаточно для этого информации. Поэтому он с радостью проглатывает готовое решение, к которому его так незаметно и тщательно подталкивают. Таким образом, создается иллюзия «свободы выбора», когда человек делает именно то, что от него хотят, но при этом он думает, что выбрал это сам.

Как выбраться из этого порочного круга потребления информационного фаст-фуда? Говоря на гастрономическом языке, нужно перестать глотать информацию, не пережевывая. Остановитесь. Успокойтесь. Внимательно и тщательно изучите информацию перед вами. Найдите взаимосвязи этой информации с другой. Разберитесь, почему именно эту информацию вам пытаются «впарить»? Кому это нужно и зачем? Каковы истинные причины размещения этой информации? Что на самом деле говорится «между строк»?

У Дэвида Айка есть прекрасное выражение «connecting dots» - соединять точки. «Вы начинаете соединять точки и видите слона у себя в гостиной». Нахождение связей между совершенно посторонними на первый взгляд фактами может дать весьма интересный результат.

Найдите взаимосвязи между разными фактами. Представьте себе деревянную доску, в которую воткнуты кнопки или булавки, а между булавками натянуты нити. Булавки – это факты, а нити – это связи. Не теряйте эти взаимосвязи из своего поля зрения.

Целостная картина, созданная путем нахождения взаимосвязей и объединения обрывочных кусочков информации, какой бы неправдоподобной она не выглядела, зачастую является более истинной, чем картина, видимая с точки зрения потребителя информационного фаст-фуда.

Эта более целостная картина, безусловно, отразится на мировоззрении и на всех решениях, которые человек будет принимать.

Нужно понимать, что фрагментарное, клиповое мышление – это инструмент управления. Инструмент очень действенный. Ведь человек, не обладающий целостным мышлением не может принимать самостоятельные решения, выходящие за рамки того стандартного набора готовых решений, вложенных ему в голову «партией и правительством». А значит, такой человек не опасен, ибо предсказуем. Такой человек всегда будет делать то, что ему говорят, будет благодарным и покорным рабом, так как он не представляет себе, как жить вне пределов своей клетки.

Не позволяйте разрывать свой мозг «средствам мозгового истощения». Увеличивайте целостность и связность своего сознания. Ищите взаимосвязи между фактами, процессами и явлениями. Мыслите шире. Не соглашайтесь на готовые решения, ищите свой путь.

Будьте разборчивы. Во всем. В знакомствах, в одежде, в еде и в потреблении информации.

И помните: Ничто не случается само по себе. Если что-то происходит – значит это кому-нибудь нужно.

64ddeb670f5d125be6f47b8fc707c88b_jH7ApjM-tOc.jpg

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Лев Толстой

64ddeb670f5d125be6f47b8fc707c88b_ac3kJm_CJ78.jpg

Человек испортил себе желудок и жалуется на обед. То же и с людьми, недовольными жизнью.

Лев Толстой

27d97187f248b10b15fabbce053b79f0_mGphR99XCB4.jpg

Немного здравого смысла, немного терпимости, немного чувства юмора, и можно очень уютно устроиться на этой планете.

Сомерсет Моэм

27d97187f248b10b15fabbce053b79f0_QnMihioMaAk.jpg

Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел.

Эрнест Хемингуэй

01c9ac5f2da40d645fffbb707a3617c9_op0wDb0L-6A.jpg

Студенты списывают на экзаменах от того, что система образования ценит дипломы больше, чем они сами ценят учебу.

— Нил деГрасс Тайсон

01c9ac5f2da40d645fffbb707a3617c9_n5mBifE8Aqs.jpg

Недавно в разговоре от знакомого прозвучала фраза: "Не, ну это же разные вещи, идти с хаски по улице и идти с дворнягой..."

Хорошо, что мы не собаки, верно? Мы надеемся, что кто-то полюбит нас за душу, хотя нет... Мы не надеемся, мы требуем, чтобы нас любили за душу. Ведь внешность поверхностна и зачастую фальшива.

Было бы неплохо, если бы друзей мы покупали на выставках? Смотрели какая у них длина ног и цвет глаз... Ты, человек, тоже бы стоял на витрине как товар. И ты бы недоумевал..."Ну почему меня не берут в друзья? Я же хороший!". А тебе бы отвечали: "Прости, у тебя цвет волос банален, глаза серые, да и ноги кривоваты..." Не годишься ты в друзья...

Внешность цепляет и подобный пес не самый яркий представитель четверолапых. У него грубая шерсть, бурая масть...но такого человеколюбивого животного не сыщешь днем с огнем. Он не знает, что есть какие-то "красивые" хаски... Он любит тебя, человек...

Но его не жалко усыпить или отравить, он же дешевый. Он вообще бесплатный серый пес.

А теперь посмотри в зеркало, дешевый человек, и сделав вывод, что конкурсы красоты и талантов тоже явно не твое, скажи спасибо за то, что есть люди, которые любят тебя. За душу, как ты и хочешь.

01c9ac5f2da40d645fffbb707a3617c9_NIM5EtJGq_8.jpg

Миром управляют миллион злодеев, десять миллионов тупиц и сто миллионов трусов. Злодеи - это те, кто у власти: богачи, политики, церковные иерархи. Их правление разжигает в людях жадность и ведёт мир к разрушению. Их всего миллион во всём мире, настоящих злодеев, очень богатых и могущественных, от чьих решений всё зависит. Тупицы - это военные и полицейские, на которых опирается их власть. Они служат в армиях двенадцати ведущих государств мира и в полиции тех же государств и десятка других стран. Из них лишь десять миллионов обладают действительной силой, с которой приходится считаться. Конечно, они храбры, но глупы, потому что жертвуют своей жизнью ради правительств и политических движений, использующих их в собственных целях, как пешки. Правительства в конце концов всегда предают их и бросают на произвол судьбы и губят. Ни с кем нации не обходятся с таким позорным пренебрежением как с героями войны. А сто миллионов трусов - это бюрократы, газетчики и прочая пишущая братия. Они поддерживают правление злодеев, закрывая глаза на то как они правят. Среди них главы всевозможных департаментов, секретари всевозможных комитетов, президенты компаний. Менеджеры, чиновники, меры, судейские крючки. Они всегда оправдываются тем, что лишь выполняют свою работу, подчиняясь приказам - от них, мол, ничего не зависит, и если не они, то кто-то другой будет делать то же самое. Эти сто миллионов трусов знают, что происходит, но спокойно подписывают бумаги, приговаривающие человека к расстрелу или обрекающие целый миллион на медленное умирание от голода. Вот так всё и происходит - миллион злодеев, десять миллионов тупиц и сто миллионов трусов заправляют миром, а нам, шести миллиардам простых смертных, остается делать то, что прикажут. Маркс был неправ - классы тут не при чём, потому что все классы находятся в подчинении у этой горстки людей. Именно благодаря её усилиям создаются империи и вспыхивают восстания. Именно она породила нашу цивилизацию и взращивала её последние десять тысяч лет. Это она строила пирамиды, затевала крестовые походы и провоцировала непрестанные войны. И только она в силах установить мир.

Грегори Д. Робертс - "Шантарам".

8f0de84c1390bb9e06c9a89fbff9a73a_bf_13yH440I.jpg

Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное — равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов; не надо высших способностей! Их изгоняют или казнят. Цицерону отрезается язык, Копернику выкалываются глаза. Шекспир побивается каменьями. Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство. Необходимо лишь необходимое — вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность.

Ф. М. Достоевский "Бесы"

8f0de84c1390bb9e06c9a89fbff9a73a_0kIabbe2OQk.jpg

В этой стране люди не ценят утра. Через силу просыпаются под звон будильника, который разбивает их сон, как удар топора, и тотчас предаются печальной суете. Скажите мне, каким может быть день, начатый столь насильственным актом! Что должно происходить с людьми, которые повседневно с помощью будильника получают небольшой электрический шок! Они изо дня в день привыкают к насилию и изо дня в день отучаются от наслаждения. Поверьте мне, характер людей формируют их утра.

8f0de84c1390bb9e06c9a89fbff9a73a_4DubgRb8X-4.jpg

Наблюдая, как люди принимают решения, приходится поражаться тому, насколько они ошибаются, принимая за своё собственное решение результат подчинения обычаям, условностям, чувству долга или неприкрытому давлению. Собственное решение - довольно редкое явление.

Эрих Фромм

4d8995b70eedecda8a5ab19de8846fd1_Oyn4rB2JFNw.jpg