Присоединиться

Кассовый разрыв, или куда утекают твои финансы и как этого не допускать?

У Bалентина цветочный магазин. Поставщик пpедложил ему закyпить кpyпную паpтию товаpа со скидкой 30%. Hо только деньги — впеpёд. Валентин засиял и на pадостях всё кyпил. Через неделю он еле-еле наскрёб по сусекам деньги за аренду магазина. Ещё через две — пришлось краснеть, объясняя сотрудникам, почему он задержал зарплату.

Ситуация, когда пора платить, да вот нечем, называется кассовым разрывом. С этим может столкнуться абсолютно любая компания, вне зависимости от прибыльности и масштабов бизнеса. ??Причин тому масса, рассмотрим самые основные:

  1. Работа по постоплате. Ты принимаешь заказ, тратишь средства на его исполнение. Платёж от клиента придёт только через пару месяцев. А зарплату сотрудникам нужно выплатить уже сейчас.

  2. Работа с поставщиками по предоплате. У молодого бизнеса нет достаточного запаса средств на долгосрочные контракты по отсрочке платежа. Часто после закупки у компании не остаётся денег ни на что. Увеличиваются долги, растут расходы.

  3. Ошибки в приоритетности расходов. Решил покрасить стены в офисе в жёлтый цвет и всем сотрудникам поставить новые компьютерные столы. И теперь не хватает денег на закупку очередной партии товаров.

  4. Закупка товаров впрок. Ты купил партию товара и забил ими весь склад. Фактически твои деньги заморожены до тех пор, пока ты всё не распродашь.

  5. Безалаберность или отсутствие дисциплины. Некоторые неопытные предприниматели держат цифры в голове. Бизнес растёт, цифр становится больше, но они по-прежнему только в голове. Отсутствие планирования, чёткого регламента работы со счетами – прямой путь к кассовым разрывам.

  6. Неверный подсчёт прибыли. Многие считают так: остаток на расчётном счёте и есть прибыль, которую можно смело тратить. Что непременно и делают. Потом наступает время платить по счетам, а денег нет.

  7. Специфический или сезонный бизнес. Если нет постоянного притока средств, то и распределять их становится сложно. Даже одна незначительная трата может привести предпринимателя к долгам.

Что делать, чтобы избежать кассового разрыва? Заклинание: «У волка боли, у лисицы боли, а у меня не боли!» — не поможет. Необходимы более результативные меры:

✔ Начни планировать. Рокфеллер говорил: «Задуматься о своих деньгах один день в месяц важнее, чем тридцать дней их зарабатывать». Составь платёжный календарь: внеси информацию о предстоящих выплатах и поступлениях на ближайший месяц. Так ты заранее сможешь видеть возможные ситуации кассового разрыва.

✔ Выстрой работу с должниками. Обсуди сроки платежей, составь индивидуальные графики выплат. Назначь ответственных за работу с дебиторами. Бонусы тем, кто вовремя платит, тоже хорошо срабатывают.

✔ Работай по предоплате всегда, когда это возможно. Старайся договариваться на постоплату с поставщиками, а клиентов стимулируй к предоплате (предложи бесплатную доставку, скидку или подарок к покупке).

✔ Снижай запасы. Не держи на складе лишнего. Если динамика продажи низкая, проще быстро освободиться от товара, чем ждать спрос. Проведи распродажу, сделай клиентам индивидуальную скидку – преврати неликвид в наличные.

0f4589786ab5df2c8bb75edf67ee9c16.jpg