Присоединиться

COCCO BELLO

Социальное предпринимательство в деревне

• Расскажи, пожалуйста, историю создания проекта Cocco Bello. Где вы производите мед и почему– именно эта деревня?

Проект Cocco Bello связан именно с этой деревней, потому как пасека моего папы находится именно там уже 10 лет. А вообще, в этой деревне родилась моя бабушка с маминой стороны, да и вся деревня– мои дальние родственники. В какой-то момент я стала понимать, что пасека для папы– дело очень тяжелое морально, потому что излишки меда продавать он не имел возможности. Кроме того, сама ситуация в деревне довольно плачевная: старики доживают свой век у телевизора, а ведь им тоже хочется общаться и иметь дело, которое позволяло бы подработать, а заодно и обсудить последние деревенские новости с соседями. А еще я не ем обычный мед, потому что он засахаривается и слишком сладкий. Так и возникла идея взбивать мед и добавлять в него ягодки (при взбивании мед теряет способность засахариваться, сохраняя при этом полезные свойства, а ягоды оставляют приятное послевкусие)

• Кто твоя команда?

Моя команда делится на две части – "московская" (нас 3 человека) и "деревенская" (вместе с сезонными работниками 25 человек).

В Москве мы занимаемся продажами, продвижением, рассказываем потенциальным потребителям нашу историю. А в деревне занимаются всем, что связано с производством – от сбора ягод, меда и трав, до фасовки конечного продукта.

• Какой у тебя был бюджет на запуск проекта? С каких объемов он начался и какие масштабы у Coccobello сейчас?

Бюджет на запуск первой пробной партии был около 200 тысяч рублей. Первые 75 баночек, проданные на маркете в Екатеринбурге заставили нас задуматься, что людей, кто хочет купить необычный мед, достаточно много. Оборот за прошлый год был у нас 2,5 млн рублей (примерно 8000 банок). Как закроем этот – покажет осень, когда начинается горячий сезон. Мы рассчитываем рост на 30%.

Если говорить про производственные масштабы – сейчас мы строим второй цех, который позволит трудоустроить на постоянную работу еще 3-4 человека. Общая производственная площадь составит 100 квадратных метров, что для нас пока вполне достаточно.

• У тебя маленький проект. Как ты в самом начале договаривалась с магазинами о продаже? Сложно ли встать на полки в магазины, не имея средств на «входные билеты»?

Проект и правда маленький. Ничего сложного в переговорах с магазинами нет – либо ты интересен покупателям, либо нет. Остальное– дело техники. Встать на полки крупных сетей, конечно, сложно, ведь средства "на входные билеты" для социального предпринимательства порой непосильные и нужны гораздо больше в другой сфере.

• Про вас много пишут? Кто поддержал твое социальное предпринимательство?

Про нас много пишут. Наверное потому, что проект – не просто бизнес, а бизнес с социальной ответственностью, как это принято в Европе, но совсем не принято у нас. А мы же честно верим, что всякий бизнес должен задумываться о будущем. Безответственное зарабатывание денег не имеет смысла. Ведь деньги– это всего лишь средство. Много пишут о нас еще и потому, что мы используем немного нестандартный подход к инвестициям– мы используем краудфандинг. У нас 3 успешных проекта, на средства от которых мы построили первый цех и сейчас строим второй. В общей сложности у нас почти 2000 спонсоров из 120 городов России. Как раз 2000 спонсоров работают лучше, чем газеты и журналы. Они вложили небольшую денежку, получили вкусный презент и своими глазами видят изменения, которые мы пытаемся сделать в деревне.

• Сколько человек работает на заводе? Они все были безработные? Или ты берешь только пожилых людей на работу?

Сейчас у нас 5 постоянных сотрудников и примерно 20-25 человек, кто занят на сезонных работах по заготовке ягод и трав. Все эти люди безработные, либо пожилые на пенсии.

• Расскажи про «один день» баночки меда с ягодками? Что требуется и сколько времени от самого начала и до момента, когда она появляется на полке магазина?

Обычный мед взбивается на специальном оборудовании примерно 5-6 дней (все зависит от сорта меда), параллельно с этим сушатся ягоды, готовится тара. В один прекрасный день в баночку фасуют ягодки, следом фасовочная машина заливает мед. Банка опечатывается, получает нужные этикетки. Потом пакуется поставка банок в коробки и отправляется, например, в Москву (дня 4 едет). Здесь мы встречаем ее, она попадает к нам в офис, далее попадает либо в интернет заказ, либо пакуется по коробкам и едет на распределительный склад магазина (дистрибьютора или партнера), через несколько дней она попадает на полку.

Абсолютный скоростной рекорд– когда от даты фасовки до полки магазина проходит 7-8 рабочих дней.

• Производство и продажа меда – это прибыльный бизнес? Зависит ли цена от сезонности?

Производство и продажу обычного меда я бы скорее назвала абсолютно неприбыльным и нерентабельным. Если ты пчеловод, кто честно делает свой мед – у тебя нет времени на его продажу. Следовательно, ты вынужден сдавать его перекупщикам за совсем смешные деньги. А вложения в содержание пасеки и ее постепенное строительство не соизмеримы по финансовым затратам с доходами от продажи меда перекупщикам. Возможно, имея пасеку в 200-300 семей это становится рентабельным, но у нас такой нет.

Цена от сезонности у нас не зависит – мед есть мед и труд, который вложен в него не обесценивается со временем.

• Очень часто люди ищут в социальных проектах подвох и отмывание денег. Ты чувствуешь поддержку среди незнакомых людей, которые узнают о Coccobello?

Люди ищут подвох во всем. Не только в социальных проектах. Поддержку людей я чувствую однозначно – ко мне часто в офис приходят незнакомые люди, спонсоры, покупатели. Большинство из них первым делом спрашивают, как дела в деревне, как продвигается стройка и тп. С тех пор, как я занимаюсь социальным проектом, я полюбила Москву и Россию. Потому что неравнодушных, смелых и честных людей у нас много, просто когда ты идешь по улице, они пробегают мимо и наверное, им некогда тебе улыбнуться. А когда ты честно и открыто говоришь, что ты делаешь, эти люди приходят к тебе с предложением помощи сами! А еще, недавно мне позвонила подруга и рассказала, как сидела в кафе и слышала разговор за соседним столиком: молодой человек рассказывал девушке о нас с неподдельным восхищением. Кажется, это и есть счастье и признание – когда люди в кафе обсуждают, а потом решаются менять мир вокруг себя самостоятельно, не дожидаясь чьего-то разрешения.

• В каких маркетах вы участвуете и где можно купить твой мед в Москве?

Мы постоянные участники Ламбада-маркет, фестивалей Seasons и маркета пикника Афиши. Мед можно заказать на сайте – доставим оперативно! www.cocco-bello.com

• Что было самое трудное в запуске проекта?

Самое трудное в запуске проекта – начать что-то делать и не бояться предрассудков. И конечно, важно доказать потребителю и покупателю, что ты – настоящий.

• Какой совет ты бы могла дать ребятам, только начинающим свое дело?

Вставай и делай, ни минуты не сомневаясь.

© VETER MAGAZINE/AUGUST 2015

08577337d5b8cbc495eb0dc77823b3ed_WNSZw_vcbF8.jpg